Житель Минска сделал из старого Ситроена «Теслу»
Беларус превратил старенький хэтчбек в автомобиль на электротяге с почти нулевыми расходами на эксплуатацию. Есть такая поговорка: "Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам". До последнего времени эту фразу можно было применить к чему угодно, только не к автомобилям. Однако 28-летний электромеханик из Минска Сергей Русаков уверен, что машины под личные нужды можно делать самостоятельно. А доказательством этого стал его амбициозный проект – настоящий самодельный электрокар.
На необычный проект обратили внимание журналисты издания Tut.by. За его основу был взят старенький Citroen AX, который Сергей приобрел за 550 долларов. Как вспоминает механик, когда эта машина покупалась, у нее был расход 15 литров на "сотню" и максимальная скорость 70 км/ч – видимо, за машиной совсем не следили. Однако белоруса это совсем не волновало, решающую роль играли невысокая цена автомобиля и низкая масса – примерно 650-700 кг. Первым же делом минчанин демонтировал двигатель, выхлопную систему и бензобак. А вот коробку передач было решено оставить, чтобы не возиться с изготовлением оригинальных полуосей.
Затем на Citroen был установлен электродвигатель. Выбор пал на самый дешевый и распространенный в Беларуси агрегат – от погрузчика "Балканар" на 3,6 кВт. Этот двигатель весит 76 кг, что сопоставимо с массой ДВС, поэтому уменьшить снаряженную массу не удалось. А впоследствии она даже выросла из-за батарей. Их Сергей изготовил самостоятельно. По его словам, он приобретал отдельные подержанные ячейки, но протестированные и с гарантией. За 160 литий-ионных ячеек он отдал примерно 1600 долларов. В течение месяца "белорусский Кулибин" планомерно спаивал их, и в итоге изготовил батарею на 8 кВт. В дальнейшем в электрокаре появилась еще одна такая же батарея, но на 4 кВт.
Батареи разместились прямо в салоне автомобиля – между передними креслами и в нише под задними сиденьями. Однако Сергея внешний вид и количество пассажирских мест в салоне совсем не беспокоило, главное на данном этапе – создать и усовершенствовать электрокар. Затем на Украине примерно за 360 долларов белорус приобрел самодельный контроллер. Кроме того, механик установил реостат от Jeep Liberty. В итоге вся работа заняла у Сергея около двух лет, а на создание самодельного электромобиля он потратил около 6 тысяч белорусских рублей (примерно 3070 долларов).
Итогом трудов стал бесшумный электрический Citroen AX, развивающий максимальную скорость 115 км/ч и способный проехать около 130 км на одной зарядке. По словам Сергея, от обычной розетки полностью зарядить батарею можно за 6 часов. При этом автономности электрокара ему вполне хватает, чтобы передвигаться из дома на работу и обратно. А выкидывать удлинитель из окна своего дома Сергею не приходится – он заряжает автомобиль либо в гараже, либо на работе. Что же касается динамики, то с места до 60 км/ч электромобиль разгоняется за 5 секунд. Дальше динамика резко ухудшается, но для Сергея это не принципиально. По его словам, если бы имелся соответствующий бюджет и были бы важны рекорды, он бы построил совершенно другую машину.
А вот что действительно интересно, так это финансовая сторона вопроса. На первый взгляд кажется, что за упомянутые 3 тысячи долларов Сергей мог бы купить подержанный автомобиль с дизельным двигателем. Однако минчанин уверен, что проект себя оправдывает. Дело в том, что он не тратится на покупку топлива, а также техобслуживание с заменой фильтров, масла и свечей. По его словам, в год у водителя даже экономичной машины с дизельным двигателем уходит примерно 1200-1300 долларов, от чего он избавлен. Таким образом за несколько лет электрокар полностью окупается, даже в том случае, если он сделает его более мощным. Кроме того, у "самоделкина" из Беларуси уже много планов на будущее – например, установить более мощный батареи, другой электродвигатель и контроллер. И пусть пока что электрический Citroen не слишком впечатляет своими характеристиками. Главное, что Сергей Русаков доказал, что построить электромобиль можно и своими руками – было бы желание и немного денег.