Ввоз готовых автодеталей оказался выгоднее их выпуска в России
Производители автокомпонентов в России жалуются в Минэкономики на ставки ввозных пошлин на субкомпоненты. Импортные пошлины на составные части и материалы для автокомплектующих выше, чем на готовые детали, что делает экономически нецелесообразной локализацию их производства, рассказал газете «Коммерсант» глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов. Сейчас проблема встала особенно остро: раньше у производителей «оставалось поле для маневров, а теперь все, что можно было локализовать, уже локализовано». Дальнейшие возможности компаний ограничены.
Источники издания в отрасли утверждают, что малые объемы внутреннего рынка не делают экономически целесообразным производство компонентов, и замечают, что выгоднее импортировать детали с завода, который выпускает их миллионами штук, чем создавать мелкое производство.
Например, рассказывает директор по продажам и инжинирингу Faurecia Clean Mobility (производитель автокомпонентов) Александр Горин, нержавеющая сталь для систем выхлопов не производится в России, и создание локального поставщика было описано в одном из проектов стратегии отрасли. Впрочем, дальше дело не пошло. Ситуация с пошлинами на нержавеющий прокат мешает увеличить локализацию компонентов, добавил он.
Пока российский авторынок рос (до весны 2013 года), производители планировали проекты по локализации выпуска, но многие сорвались как раз из-за того, что импорт работает «очень эффективно». Сейчас ситуация на рынке начинает улучшаться, и в перспективе, если тенденция сохранится, компонентщики снова начнут проявлять интерес к производству в России. Некоторые автокомплектующие классифицируются кодами товарной номенклатуры, которые могут применяться и в других отраслях, добавляет господин Коссов. Он приводит в пример устройства для очистки газов, которые используются не только в автомобилях, но и промышленными предприятиями. Пошлины на них нулевые, чтобы устройства были доступнее для поддержания экологии, и с учетом нулевых пошлин местному производству сложно оставаться конкурентоспособным.