Время заняться аккумулятором!
Сюрпризов осень преподносит массу, нужно хорошенько подготовить к ним собственный автомобиль. Появляются первые морозы, которые обычно наступают очень неожиданно. Распространенная проблема в этот период - садится аккумулятор в машине, из-за чего, соответственно, она не заводится. Надо бы уже проверить состояние аккумулятора и заранее записаться в сервис, где есть специальные приборы для определения проблем.
Энергию аккумулятора активно потребляют и различные охранные системы, которые установлены в машине, поэтому, если автомобиль чаще всего находится на охраняемой стоянке или в гараже, лучше не пользоваться этими системами, чтобы аккумулятор был целее.
Увы, нельзя застраховаться от полностью разрядившегося аккумулятора (АКБ), что обычно обнаруживается утром, когда нужно спешить на работу. Кто-то берет такси, кто-то начинает истерить и ругаться, однако есть и те, кто сохраняет спокойствие и решает проблему за какие 15-20 минут.
Какой аккумулятор лучше?
Еще совсем недавно аккумуляторы были только одного типа — свинцово-кислотные. Сегодня, когда мы говорим «аккумуляторная батарея», необходимо уточнять, о какой именно идет речь: о свинцово-кислотной, гелевой (Gelled Electrolite — GEL), AGM-батарее (Absorptive Glass Mat) или вообще о литий-ионной (Li-On).
Свинцово-кислотная АКБ. Активной массой положительного электрода здесь является двуокись свинца, а чистый свинец — отрицательного, водный раствор серной кислоты выполняет роль электролита. Когда батарея садится, происходит превращение активных масс в сульфат свинца, при этом кислота активно расходуется и выделяются молекулы воды. При разряде происходит обратная реакция — удерживающие активные массы решетки электродов легируют 5,5-6,5% сурьмы и 0,1-0,2% мышьяка. За счет добавок улучшается технологичность литья, повышается твердость и стойкость электродов к процессам коррозии. Сурьма увеличивает расход воды и понижает ЭДС батареи при эксплуатации. За долгие годы исследований производители научились понижать долю сурьмы до 2,5% и меньше. Цена свинцово-кислотного АКБ — самая доступная и начинается с нескольких тысяч рублей.
Гелевые аккумуляторы Gelled Electrolite (GEL). Этот вид АКБ появился не так давно, именно по этой причине многие автомобилисты не знают пока, чего от него ждать. Образование геля происходит из-за серной кислоты двуокиси кремния, который входит в состав активных масс этого типа АКБ. Образование гелеобразного вещества дало возможность получить абсолютно герметичную аккумуляторную батарею, так как все процессы, в том числе и газообразование, происходят внутри геля. По стойкости к глубокому разряду (который крайне нежелателен для свинцово-кислотных аналогов) — гелевым батареям нет равных. Именно поэтому они обладают большим сроком службы и выносливостью. Однако при гелевых аккумуляторах высокие требования к бортовому электрооборудованию, также они очень не любят низких температур. Благодаря герметичности гелевого аккумулятора нет вредных паров электролита, эту батарею можно ставить в салоне. Цена гелевого аккумулятора варьируется от 2 до 30 тыс. руб., в зависимости от мощности и фирмы-производителя.
Absorptive Glass Mat (AGM) — пожалуй, самая распространенная технология, которая базируется на использовании жидкой кислоты, но, в отличие от обычных, AGM-батареи имеют прекрасные электрические характеристики за счет удерживания электролита в порах сепаратора. В этих АКБ используется технология пористого стекловолоконного заполнителя-сепаратора, пропитанного электролитом, за счет чего электролит находится в безжидкостном состоянии. Здесь, как и у гелевых аккумуляторов, корпус герметичен, но батарея будет работоспособна даже в случае нарушения этой герметичности. Кроме того, AGM-батареи отличаются стойкостью к температурным перепадам, не боятся глубокого разряда, способны служить гораздо дольше, чем обычные АКБ. Вот только перезаряд для них вреден.
Низкие температуры для этого аккумулятора — не проблема, даже при -30° батарея обеспечивает бесперебойную работу двигателя. Цена AGM-аккумулятора начинается с 10 т.р. и может доходить даже до 30 т.
Профилактика — всегда лучше лечения, то же самое можно сказать и об автомобиле. Регулярное наблюдение позволяет вовремя обнаружить первые симптомы и установить "болезнь" на ранней ее стадии. Аккумулятор также требует надлежащего ухода и регулярной профилактики, проводить которую лучше всего как раз осенью, перед наступлением серьезных холодов.
Уход за аккумулятором:
1. Регулярно следите за уровнем и плотностью электролита, для этого существует специальный прибор — ареометр.
2. Клеммы любят чистоту! Не допускайте загрязнения или окисления аккумуляторных клемм, своевременно производите очистку.
3. В случае длительного хранения АКБ снимите его с машины и отнесите в сухое хорошо проветриваемое место с плюсовой температурой. Перед "консервацией" зарядите аккумулятор полностью. Не реже двух раз в месяц производите подзарядку АКБ и проверку плотности, и уровня электролита.
4. Зарядка аккумулятора должна быть правильной, о чем и поговорим далее.
Как заряжать аккумулятор правильно?
1. Чтобы зарядка была полноценной, рекомендуется перед этим полностью разрядить аккумулятор. Это просто, достаточно включить приборы, которые потребляют много энергии АКБ.
2. После этого рекомендуется снять АКБ, однако если это проблематично или невозможно - можно и не делать этого.
3. Перед тем как зарядить аккумулятор, надо очистить клеммы от масла, пыли и прочей грязи.
4. Заряжать аккумулятор следует в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени и прямых солнечных лучей, и подальше от легковоспламеняющихся предметов. Во время зарядки АКБ выделяет легковоспламеняющиеся испарения (смесь кислорода и водорода), поэтому даже маленькая искорка может стать причиной больших проблем.
5. Во время зарядки высоковольтные кабели и клеммы должны быть отключены.
6. При помощи ареометра проверьте плотность электролита в каждой банке отдельно, она должна быть примерно 1,25-1,27 г/см3 при температуре +25. При этом расхождение показателей плотности в каждой банке аккумулятора не должна быть больше — 0,01 г/см3. Уровень электролита должен быть таким, чтобы он полностью покрывал свинцовые пластины, в случае необходимости добавьте электролит или разбавьте дистиллированной водой.
7. Снимите крышки с банок.
8. Подключите клеммы зарядного устройства — сначала "плюс" зарядного к "плюсу" АКБ, затем "минус" соответственно к "минусу".
9. Включите зарядное устройство в сеть 220V.
10. На зарядном выставьте ток, его размер должен соответствовать одной десятой от емкости вашей аккумуляторной батареи. Допустим, если емкость вашего АКБ — 65 А-ч, вам необходимо выставить на зарядном ток не более 6,5А. В случае глубокого разряда аккумулятора эти цифры рекомендуется уменьшить на 1,5А – 2А.
11. Во время зарядки автомобильного аккумулятора наблюдайте за стрелкой, по мере зарядки она должна приближаться к нулевому значению. Также необходимо следить за тем, чтобы во время зарядки АКБ температура электролита не повышалась. Обнаружив, что температура электролита выросла до +40°С, вам следует уменьшить ток как минимум вдвое.
12. Зарядку аккумулятора можно прекратить, если напряжение АКБ и плотность электролита не меняется на протяжении двух часов. Обычно для полной зарядки требуется 10-12 часов.