Мотоцикл ИЖ: от начала до краха
Начало двадцатого века принесло нашей стране много негативных моментов. Это Первая Мировая и гражданская война, коммунистическая революция и множество внутренних меж усобиц. В державе практически не было хорошей промышленности и выпуск серийных мотоциклов, в отличии от зарубежных стран, началось в тридцатых годах.
Самый первый мотоцикл ИЖ - опытный образец был представлен в 1929 году, а массовое производство налажено в 1933 году. Для сравнения один из первых Harley-Davidson появился на свет уже в 1903 году.
Некоторые из наших читателей возразят, что мол еще раньше были попытки наладить выпуск мотоциклов. Еще в далеком 1913 году на заводе по выпуску велосипедов "Дукс", который находился в Москве, собирали двухколесных коней с моторами внутреннего сгорания. Хотелось бы заметить, что они собирались исключительно из зарубежных деталей и за много лет было выпущено около 500 штук мотоциклов. То-есть выпуск мотоциклов в Российской Империи был не более чем экспериментальным.
Следует заметить, что этот первый опыт производства мотоциклов никак не пригодился и советским инженерам пришлось начинать все с самого начала. Главный основатель марки ИЖ - это Можаров Петр Владимирович. Он был инженером с большой буквы и свое образование получил в Германии. С самого начала карьеры он работал в отрасли теплотехники и пороха, потом предложил запустить в России серийное производство мотоциклов, это было в 1927 году.
Можаров прошел стажировку за границей и начал проектировать первые модели мотоциклов. В 1929 году он собирает ИЖ-3 - это первый советский мотоцикл. Опытных моделей мотоциклов было всего 5 штук и все они хорошо зарекомендовали себя как выносливые и надежные машины. Самого Мажарова назначили главным конструктором еще одного предприятия, но основной толчок к серийному производству мотоциклов был сделан.
Довоенные советские мотоциклы (ИЖ-7 и ИЖ-8)
Члены совета народных комиссаров обратили внимание на интересную технику на двух колесах и было принято решение построить завод по изготовлению мотоциклов. Место для этого было выбрано единогласно - это был Ижевск. Город оружейных мастеров подходил наилучшим образом - тут была отлично настроенная производственная база и хорошие специалисты. А сам Сталин подтвердил решение и дал название - Опытный завод мотоциклов. Начиная с 1933 года на заводе уже собирались первые массовые модели - НАМИ-А-750, которые сконструировал Можаров. В данном году в серийное производство была запущена еще одна удачная модель ИЖ-7, она уже была разработана и проверена конструкторским бюро завода.
ИЖ-7 оснастили мотором на один цилиндр и объемом в 300 кубиков, также мотоцикл получил коробку передач на три ступени и привод цепью. Но как говорят: "Первый блин комом". Всю первую партию ИЖ-7 пришлось вернуть на завод из-за отказа системы зажигания, но проблему устранили и уже в 1934 году мотоциклы удачно начали продаваться.
Новинкой завода оказалась следующая модель - ИЖ-8, которая имела усовершенствованный двигатель на 8 лошадок, улучшенную систему зажигания и надежную электропроводку. Через пару лет миру был представлен мотоцикл ИЖ-9 - он отличался лишь мощностью двигателя в девять лошадей, сам же дизайн практически не изменился.
Война помешала конструкторам выпустить через пол года новый ИЖ-12, который планировали оснастить улучшенным двигателем мощностью на 13.5 лошадок и объемом в 348 кубических сантиметров.
После победы в Великой Отечественной войне СССР сделал заметный рывок в нише мотоциклетного производства. Скорее всего на это повлияли технологии, которые Советский Союз освоил в побежденной Германии. На базе DKW-350, который уже выпускался для немцев, был создан ИЖ-350. На основе ИЖ-350 в последующие годы было сконструировано несколько спортивных моделей.
За короткий период производство советских мотоциклов кардинально продвинулось вперед и не уступало западным производителям. Средняя мощность двигателей возросла до 18 лошадок и появились модели ИЖ-49 - ИЖ-55, которые многие знают по своим дедушкам.
На Ижевском заводе с 1962 года начинают выпускать известные и по сей день модели ИЖ Планета и ИЖ Юпитер. Эти мотоциклы были оснащены более надежной поршневой системой и усовершенствованным воздушным фильтром. Именно эти нововведения дали возможность увеличить срок службы мотоциклов и поднять планку доверия и надежности к производителю ИЖ.
В семидесятых годах свет увидел модель ИЖ Юпитер 3 и новый Иж Планета 3, а позже вышли Планета Спорт и Юпитер 3 К. Теперь количество выпускаемых мотоциклов завода превысило 250 тысяч штук, но с экономической стороны марка стала работать неэффективно и новые модели мотоциклов стали повторять друг друга. Спрос был только из-за практически отсутствовавшей конкуренции. Для завода 80-е годы стали началом кризиса и новинки - мотоциклы Юпитер 5 и Планета 5 покупали лишь жители из сел и немногочисленная молодежь.
В тяжелых 90-х марка утратила свой авторитет и предприятие начало терять прибыль. Даже новинка ИЖ Юнкер не спасла ситуацию и в 2008 году ИЖ был объявлен банкротом. Таким образом история первого мотоцикла СССР была закончена.
Самой последней моделью ижевского мото завода, является ИЖ Корнет.