Машина любит ласку, чистоту и смазку

Машина любит ласку, чистоту и смазку

…И мы решили разобраться, какую именно смазку больше всего любят наши автомобили.

О традиционных смазочных материалах и так сказано очень много, поэтому хотелось ближе познакомиться с инновационными разработками, которые еще мало знакомы обычным автовладельцам. Наш выбор пал на противоизносную добавку к моторным маслам «FORTOL», предлагаемую одним из резидентов тольяттинского технопарка «Жигулевская долина» – ООО «ПРОММЕТЭКС». Интересно, подумали мы, что же такое придумали наши земляки?
Разработано во Владивостоке, сделано в Тольятти

На самом деле, как нам рассказал директор ООО «ПРОММЕТЭКС» Ахнаф Гарифуллин, история «ФОРТОЛА» началась в далеком Владивостоке. Именно там, в Институте химии Дальневосточного отделения РАН под руководством Александра Цветникова был разработан уникальный метод получения из «Фторопласта 4» ультрадисперсного порошка политетрафторэтилена (ПТФЭ) с размером частиц 1,0 мкм. К сведению – ПТФЭ внесен в Книгу рекордов Гиннесса(!) как самое скользкое вещество в мире.

Даже незначительное количество ультрадисперсного ПТФЭ в смазочном материале существенно снижает трение в смазываемых узлах и восстанавливает поврежденные поверхности трения. Однако для достижения максимального эффекта порошок не растворяют, а особым способом «вбивают» в базовое масло, благодаря чему и получается концентрат противоизносной добавки, представляющий из себя суспензию, который получил название «ФОРУМ».

А наш земляк Ахнаф Гарифуллин сразу же высоко оценил перспективы разработки дальневосточных ученых и заключил договор о совместном производстве в Тольятти присадки к моторным маслам. Ну а ее название «FORTOL» родилось от слияния двух ключевых слов - «ФОРУМ» и Тольятти.

Не такой как все

Почему же от использования «FORTOL» столь высокий эффект?

В других присадках применяются минеральные добавки, а это пусть и очень маленькие, но все же абразивные частички. А в ПТФЭ-добавке – сверхскользкие частицы правильной шарообразной формы, причем не растворенные в масле, а в виде суспензии, которая позволяет прочно связаться с поверхностью металла и заполнить все микротрещины. Именно поэтому на металлических поверхностях создается надежное и очень скользкое покрытие, устойчивее золота и платины, выдерживающее высокие температуры вплоть до 500°С, предотвращающее окисление и коррозию металла.

В результате в 100 раз (!) снижается коэффициент трения, восстанавливаются поврежденные поверхности, увеличивается ресурс пар трения, снижается расход масла в 2 – 3 раза и расход топлива на 5 – 10%, увеличивается мощность двигателя на 3 – 6%. Масло дольше сохраняет свои эксплуатационные свойства, облегчается холодный пуск двигателя, вдвое снижается нагарообразование, увеличивается компрессия в цилиндрах.

«Ну да, – скажут скептики, – на бумаге-то все хорошо, а как обстоит дело в действительности?» Давайте обратимся к результатам испытаний.

Семь раз проверь…

Различные тефлоновые добавки производятся в мире уже не первый год, и уже давно установлено, что применение ПТФЭ абсолютно безвредно, а вот польза от него очень существенная.

Как показали стендовые испытания на ПАО «КамАЗ», ПТФЭ-добавка успешно выдержала суровую проверку на безотказность в двигателях 7403.10, а также ресурсные испытания в коробках передач и ведущих мостах КамАЗов. При этом было установлено, что масло в присутствии добавки служит в два раза дольше. Важный нюанс – если полная потеря штатного масла при максимальной нагрузке приводит к разрушению двигателя, то использование добавки сохраняет его. А после обработки ПТФЭ-добавкой при полной потере масла на максимальной нагрузке работоспособность коробки передач возрастает в шесть раз.

Низкотемпературные испытания (40 пусков холодного двигателя 7403.10 при температуре окружающего воздуха –22 °С), проведенные в «21 НИИ Минобороны России» выявили, что время после запуска до устойчивой работы двигателя сократилось в 2,5 раза, срок службы масла по щелочному числу увеличился в три раза, износ цилиндро-поршневой группы снизился на 30%, а износ коленчатого вала и вкладышей – на 50%.

А как обстоят дела с более близкими нашим читателям легковушками? Да отлично! Испытания легковых автомобилей с использованием присадок дали следующие результаты: снижение качества масла уменьшилось на 25%, расход масла снизился на 53%, нагаро- и лакоотложение стало меньше на 58%, а мощность возросла на 6%.

Впечатляет? Однако мы и сами решили принять участие в апробации «Фортола». Мы уже залили масло с этой присадкой в двигатель редакционной Chevrolet NIVA и позже обязательно расскажем вам о том, что из этого вышло.

Что, где, сколько?

«FORTOL» предлагается расфасованным в небольшие пластиковые бутылочки, содержимое каждой необходимо растворить в четырех литрах любого моторного масла – минерального, полусинтетического или синтетического. После того, как присадка будет вылита в канистру с маслом, эту самую канистру надо интенсивно потрясти, а затем залить масло в двигатель и дать ему поработать некоторое время на холостом ходу.

Причем использовать присадку рекомендуется через одно ТО, что для большинства современных автомобилей составляет 30 000 км пробега. Учитывая, что рекомендуемая розничная цена одной «дозы» составляет всего 600 рублей (чзаметно ниже стоимости присадок других производителей), затраты на дополнительную заботу о любимом автомобиле выходят очень даже незначительными.

Мало того, на первом этапе вывода данного инновационного продукта на рынок ООО «ПРОММЕТЭКС» проводит акцию – при замене моторного масла в техцентре компании присадка будет добавлена абсолютно бесплатно, оплатить надо будет только работу по смене масла. Кстати, масло вы можете предоставить и свое, но все же, как мы считаем, лучше приобрести масло также у производителя присадки. «ПРОММЕТЭКС» в настоящее время как раз заключает договора о закупке моторных масел у проверенных поставщиков.

А что еще?
ПТФЭ-добавки отлично работают и в трансмиссионных маслах (включая и масла для автоматических коробок передач), и в пластичных смазках. Так что в самое ближайшее время появится возможность применять «FORTOL» для использования практически во всех узлах и агрегатах автомобилей и других транспортных средств - например, в мототехнике.

Мало того, уже создана краска на основе ультрадисперсного политетрафторэтилена, использование которой для окраски подводной части корпусов различных плавсредств позволяет заметно снизить их коррозию, биологическое обрастание и обледенение. По секрету скажем, что эта краска успешно прошла испытания на Тихоокеанском флоте…

Так что, надеемся, нам еще не раз придется встретиться с товарами, в состав которых будет входить ПТФЭ.

Ну а пока, дорогие читатели, ждите наш отчет об использовании «ФОРТОЛА».

Александр Костянов

Источник

Автор: Елена Кравец
13.11.2017 (14:35)