Китайские автомобили в России: мнения читателей «АвтоСреды»
В только что закончившемся очередном нашем опросе мы выясняли отношение читателей «АвтоСреды» к продукции китайского автопрома. Общий вывод для китайских товарищей положительный – по сравнению с повальным негативом прошлых лет отношение постепенно меняется к лучшему. Однако для реального завоевания российского рынка им придется приложить еще очень немало усилий.
Вопрос у нас был с достаточно мягкой формулировкой: «Если вам вдруг каким-то образом достанется новый китайский автомобиль – будете на нем ездить?». Потому что хотели выявить именно отношение, а не готовность купить. Это важный момент. Всего за неделю в общей сложности на сайте и в группах «АвтоСреды» в Фейсбуке и Вконтакте ответили 383 человека. И сразу надо отметить, что ответ «Ездить на «китайце» для меня некомильфо. Люди моего круга не поймут» дали всего семь респондентов – это менее 2%. То есть былого пренебрежения к китайскому автопрому в российском обществе уже точно нет. И 27% респондентов выбрали ответ «Конечно, буду, почему же нет? Сейчас это вполне качественные машины». Более четверти опрошенных – неплохой результат, учитывая, что еще лет пять-семь назад подобный ответ в опросах автолюбителей не набирал и 10%. Тенденция налицо!
Однако лояльность российского потребителя – понятие многослойное и растяжимое. 32% за вариант «На подаренном – буду ездить, а денег за китайскую машину не дам» тоже достаточно красноречивое свидетельство. И поскольку массово дарить россиянам автомобили уж точно никто не станет, китайским производителям надо крепко думать, как преодолеть эту дистанцию от просто благожелательного восприятия до готовности купить.
Тем более, что самым массовым ответом в нашем опросе (почти 40%) стал вариант «Достанется – сразу продам и куплю, например, «Ладу». Ничего личного, просто так практичнее». Оно и понятно, вряд ли превалирующая причина в патриотизме – так действительно практичнее. Ведь кроме цены и качества, есть еще не менее важные факторы удобства и цены в эксплуатации и обслуживании. И как бы ни твердили дилеры «китайцев» о том, что новые модели полностью адаптированы к российским дорогам, что сервисные сети китайских брендов в России создаются и расширяются – пока массового доверия к этим утверждениям нет. Возможно, помогло бы развитие и локализация сборочных производств на территории РФ, но на сегодняшний день примеров этого не так уж много.
Да, если судить по темпам, то продажи китайских автомобилей в РФ растут весьма бодро – взять, например, Lifan Solano, у которого, как мы ранее сообщали, результат за октябрь на 225% превышает показатель прошлого года. Однако если посмотреть на фактические объемы этих продаж – около 2,5 тыс. автомобилей в месяц по всей стране, - то понятно, что до завоевания рынка еще далеко. А ведь это один из лидеров.
С момента появления на российском рынке продукции китайского автопрома главным привлекающим моментом этих машин была цена, отпугивающими – низкие качество и безопасность. С качеством и безопасностью китайские производители постепенно разбираются, и надо признать, чем дальше, тем успешнее, попутно добавляя в новые модели самые современные опции комфорта. Однако вместе с этим неизбежно растут и цены, а массовый российский потребитель психологически не готов отдавать за «китайца» больше миллиона рублей, когда конкурентов с репутацией и так предостаточно.
Да и нечем многим сегодня платить – это тоже фактор серьезный. Не случайно один из комментариев к нашему опросу был таким: «Если достанется – продам и заплачу наконец за ипотеку»…