Как грамотно защитить автомобиль от огня

Как грамотно защитить автомобиль от огня

Автомобили прекрасно горят! Это должен знать любой человек, пользующийся транспортом, и тем более — сам владелец машины. Особенно остро проблема возгорания транспортных средств возникает, как ни странно, именно зимой. И на то есть множество причин. Рассказываем, как предотвратить возгорание автомобиля, что делать, если он уже вспыхнул, и как эффективно защитить себя и своё транспортное средство от огня.

Причины возгораний

Абсолютное большинство современных автомобилей приводится в движение двигателями внутреннего сгорания, которые «питаются» крайне опасными горючими жидкостями — бензином, дизелем или различными видами газа — нефтяного или природного. Чтобы их поджечь, порой хватает слабейшего статического заряда. Помимо топлива в любом автомобиле имеется немалый объём всевозможных масел, которыми наполнены картеры агрегатов и магистрали усилителя руля. Добавьте сюда десятки килограммов пластмассы, резиновые шины, всевозможные сайлент-блоки и уплотнители, коврики, обивку кресел, а заодно различный горючий хлам, который катается в вашем багажнике, и вы получите самодвижущуюся «поленницу дров», поджечь которую не составляет ни малейшего труда, а потушить подручными средствами — почти невозможно.

Воспламеняются автомобили по вполне объективным на то причинам, главной из которых является халатное отношение автовладельца к обслуживанию и эксплуатации своего железного коня. Вот лишь наиболее распространённые и характерные случаи, которые приводят к возгоранию:

— замыкание проводки

Замыкание проводки происходит обычно из-за конструктивных просчётов (в процессе эксплуатации на многих моделях автомобилей жгуты проводки из-за вибраций и касаний элементов кузова частично оголяются), повреждений проводов грызунами, а также недосмотра и чрезмерной нагрузки на проводку и просто из-за старости авто.

Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой.

— неквалифицированное вмешательство в электрику

Неумелое оснащение автомобиля всевозможными незаводскими электрическими девайсами, особенно своими силами и стараниями гаражных мастеров, способно привести к огромным проблемам, вплоть до возгорания проводки и всей машины. Особенно внимательно нужно относиться к замене штатных предохранителей в различных цепях предохранителями с большим номиналом или полному их исключению из цепей, а также к установке нештатных сигнализаций, акустики, подогревателей и прочих «прибамбасов».

— негерметичность топливной системы

Обрыв топливных шлангов на современных автомобилях происходит крайне редко и обычно является следствием неправильной эксплуатации или аварии. Особое внимание нужно уделять клипсам крепления топливных фильтров (при наличии таковых) и месту ввода топливопровода в рампу. В случае разгерметизации системы горючее почти наверняка попадёт на раскалённый выпускной коллектор или воспламенится от искры в генераторе.

— статическое электричество

Статические разряды представляют реальную опасность во время заправки автомобиля топливом. Как правило, они проскакивают в случае применения не предназначенных для хранения и заправки пластиковых ёмкостей или воронок. Именно этим объясняется запрет их использования в России. Отметим, что в Европе и некоторых других странах официально разрешено применять для хранения и перевозки топлива специальные пластиковые канистры. Они имеют сертификат соответствия и абсолютно безопасны.

— заклинивание ремня навесного оборудования

Кому-то это покажется невероятным, но даже ремень навесных агрегатов может самовоспламениться под капотом, тем самым вызвав пожар. К такому исходу приводит неудовлетворительное состояние навесных агрегатов или обводных/натяжных роликов. «Уставшие» подшипники в генераторе или компрессоре кондиционера рано или поздно попросту клинят, что приводит к сильнейшему нагреву ремня. И если некачественный или уставший ремень просто рвётся, то сделанный на совесть продолжит елозить по остановившемуся шкиву до тех пора, пока не загорится.

— неумелое «утепление» подкапотного пространства

Зимнее утепление «картонкой», полюбившееся отечественным автомобилистам ещё в советские времена и применяемое поныне, — главный источник автомобильных возгораний в холодное время года. Заправляя в подкапотное пространство изделия из целлюлозы, пластика и всевозможных тряпок, мало кто задумывается о последствиях их контакта с раскалёнными элементами. А результат этого известен — пожар и покупка нового авто.

— жёсткий офф-роуд

Особенно внимательно нужно двигаться на любом автомобиле по пересечённой местности — горючие предметы, попадающие под днище машины, могут забить пространство между горячей выхлопной трубой и кузовом. Попавшие туда палки, ветки, трава и прочая органика нередко самовоспламеняются прямо на ходу — а там и до бензобака и топливных магистралей недалеко!

— поджог

Наконец, загораются автомобили и стараниями «доброжелателей», коих в последнее время встречается немало. Обезопаситься от них можно лишь одним способом — держать машину в надёжном и крепком гараже.

Как подготовиться к возгоранию

Как вы уже поняли, загореться может абсолютно любой автомобиль любой марки и модели. А значит, каждый водитель должен быть полностью готов к возникновению нештатной ситуации и обязан уметь потушить автомобиль. Именно по этой причине в машине должен иметься как минимум один огнетушитель, притом не просто отбывать свой номер на техосмотре, а поддерживаться в исправном и заряженном состоянии.

Правилами дорожного движения прописано, что огнетушитель в легковушке должен иметь объём не менее двух литров. Однако стоит помнить: такого инструментария может хватить лишь на то, чтобы справиться с минимальным по площади, ещё только занимающимся огнём. В реальности бессильными могут оказаться и два-три таких огнетушителя.

Действительно ли нужно греть двигатель зимой.

Особое внимание нужно обратить на то, где именно в машине располагается огнетушитель. Большинство водителей попросту не думают о том, что им может потребоваться этот важнейший инструмент — и убирают его в самые потаённые уголки багажника. При возникновении пожара достать оттуда огнетушитель либо будет просто невозможно, либо крайне затруднительно. Единственно правильное место для этого устройства — в максимальной близости от водителя, к примеру, под креслом переднего сиденья.

Выбор огнетушителя

Немаловажно и то, какой именно тип огнетушителя находится в вашем распоряжении. Выбирать устройство нужно не только по объёму и внешности, но и по содержанию. Вот наиболее распространённые виды огнетушителей:

— углекислотный

Наполнен сжиженным углекислым газом, выстреливающим из раструба хлопьями с температурой −70°С. Не оставляет следов после применения, однако работает недолго и перестаёт функционировать уже при окружающей температуре −20°. Кроме того, его применение может приводить к взрыву.

— порошковый

Безопасен и не боится низких температур, отлично борется с повторным возгоранием, но работает не более 5-10 секунд.

Почему свечи зажигания важно вовремя менять.

— водный

Эффективен только для тушения твёрдых веществ при плюсовой температуре. Для автомобиля фактически непригоден.

— воздушно-пенный

Немного более эффективный, но также почти непригодный тип для тушения автомобиля. Имеет свойство замерзать уже при околонулевой температуре. Может причинять вред здоровью человека.

Как вы догадались, в автомобиле нужно возить либо углекислотный, либо порошковый огнетушитель. При этом крайне желательно, чтобы его объём был больше минимально допустимого уровня в два килограмма активного вещества.

Как правильно тушить

Наконец, в случае возгорания автомобиля нужно суметь быстро среагировать и правильно его потушить. Помните: на всё про всё в экстренной ситуации у вас будет не более 30-60 секунд, после чего транспортное средство без посторонней помощи выгорит дотла. Запас активного вещества в огнетушителе минимален, поэтому распорядиться им нужно максимально эффективно. Вот наиболее действенный алгоритм борьбы с огнём:

— при первых же признаках возгорания максимально быстро остановите автомобиль;

— обесточьте машину, выключив зажигание или отсоединив массу (если такая возможность имеется);

— высадите всех обитателей салона и покиньте машину сами;

— попросите попутчиков (при их наличии) остановить другие автомобили;

— тем временем отыщите очаг возгорания;

— если он находится под капотом, снимите огнетушитель с предохранителя и осторожно поднимите крышку. Будьте готовы, что это вызовет резкий приток кислорода — огонь вспыхнет сильнее;

— начинайте тушение, направляя струю активного вещества на горящую поверхность и расходуя его максимально экономно и эффективно;

— если вы видите, что горит разлившееся топливо, в первую очередь тушите огонь на земле, под автомобилем, и уже потом в самой машине;

— не расходуйте огнетушитель полностью, оставьте хотя бы 10-15%. Этот запас поможет вам справиться при повторном возгорании и обнаружении других очагов огня (внутри торпедо, в салоне, под креслами и т. д.);

— не тушите пожар, если вы сами оказались облиты или испачканы горючими веществами — это опасно для жизни;

— если вы понимаете, что потушить автомобиль не выйдет, а на помощь никто не придёт, покиньте место пожара и укройтесь в защищённом от взрыва месте.

— после пожара не пытайтесь продолжить путь своим ходом. Для начала вам нужно найти и устранить причину возгорания, что в полевых условиях сделать порой просто невозможно.

Профилактические меры

Во избежание возгорания автомобиля воспользуйтесь несколькими простыми советами:

— следите за исправностью топливной аппаратуры, шлангов, топливного фильтра и бензобака;

— всегда глушите мотор во время заправки машины;

— тщательно следите за состоянием электрики вашего авто и не доверяйте его неквалифицированным «сервисменам».

— не используйте не предназначенные для хранения и заправки топлива пластиковые ёмкости;

— всегда возите с собой качественный, заряженный и исправный огнетушитель. Перезаправку или замену этого устройства нужно проводить не реже одного раза в пять лет;

— не паркуйте машину в ненадёжных местах — вблизи от открытых источников огня и мусорных баков.

Правильно греем коробку передач: от «механики» до вариатора.

Источник

Автор: Елена Кравец
8.12.2017 (19:11)