Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой

Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой

Чип-тюнинг в среде отечественных автомобилистов по-прежнему остаётся одним из наиболее уважаемых и чудодейственных способов «улучшайзинга» транспортных средств. Между тем, данное вмешательство относится к числу наиболее злостных и циничных, поскольку влечёт за собой непредсказуемые последствия для многих систем автомобиля. Разбираемся, в чём отличие хорошего тюнинга от плохого, и рассказываем о подводных камнях, с которыми могут столкнуться незадачливые чип-тюнеры.

Зачем

Автолюбителей принято разделять на две враждующие между собой категории: одни уверены, что чип-тюнинг позволяет существенно улучшить отдачу двигателя внутреннего сгорания, сократить расход топлива, повысить динамику и буквально «окрылить» любой автомобиль (как правило, всё перечисленное сразу), вторые сохраняют голову холодной и осознают, что вмешательство в программу управления нередко не только не полезно, но и весьма опасно. Однозначно правильной точки зрения в этом вопросе не существует: чип-тюнинг действительно может улучшить отдачу ДВС, но и вреда способен принести не меньше. Всё зависит от того, что именно подразумевается под таким тюнингом, какие программы управления применяются, и насколько хорошо «тюнеры» знают своё дело.

Хороший чип-тюнинг

Начнём, пожалуй, с правильного и действительно оправданного чип-тюнинга, заняться которым не зазорно.

Не секрет, что многие современные автомобили представлены на рынке с различными вариантами форсировки одного и того же двигателя. Такие модели можно найти в линейке большинства мировых брендов — Volkswagen, Ford, BMW, альянса PSA и многих других. При этом в премиальном сегменте производители не гнушаются заливать «горячие» прошивки за отдельную, дополнительную плату (такие программы управления, как правило, позволяют снимать лимитатор или максимально задирать электронную отсечку оборотов). Порой производители продают в России и других странах технически идентичную модель, но с абсолютно разной заявленной мощностью, что позволяет россиянам экономить на налогах (которые, как известно, рассчитываются в нашей стране с учётом «лошадей» под капотом); отдачу мотора, а заодно и динамику при этом урезают.

5 могучих атмосферников, которых больше нет.

Иными словами, на многие автомобили изначально существуют уже готовые, проверенные и обкатанные на стендах заводские прошивки, которые без последствий для ресурса, экологии и топливной экономичности повышающие отдачу. Более того, они доступны изначально. Всё, что вам нужно, раздобыть и залить такую прошивку или заменить блоки управления (либо отдельные чипы в них) на «правильные». При этом вы гарантированно получите положительный результат и в дальнейшем будете спокойны за судьбу своего железного друга.

Это хороший и правильный тюнинг, который можно и нужно использовать. Он гарантирует, что ваш автомобиль будет полностью соответствовать всем нормам и требованиям в любых возможных режимах, при этом исправно и долго служить, не досаждая отложенными поломками и нестабильностью работы силовой установки.

Картонный тюнинг: дешёвый и беспощадный.

Впрочем, есть одна очень важная оговорка. Прежде чем идти на такой тюнинг, нелишним будет выяснить, какие ещё элементы автомобиля в более мощном заводском исполнении отсутствуют на вашей, более слабой версии. Это могут быть более слабые тормозные механизмы, не способные эффективно замедлить более производительную модификацию, иная коробка передач, не рассчитанная на повышенный крутящий момент, и даже иные колёсные приводы, которые могут не выдержать дополнительную нагрузку.

Плохой тюнинг

Наиболее распространённый вид чип-тюнинга востребован абсолютным большинством отечественных автомобилистов благодаря своей дешевизне (обычно его цена не превышает 10-20 тысяч рублей). Он предполагает замену заводской прошивки управления двигателем на кустарную, написанную (а точнее, слегка изменённую) «талантливым» мотористом-самоучкой в свободное от кручения гаек время на задворках гаражного сервиса.

Почему нельзя ездить на низких оборотах двигателя.

Большинство из таких прошивок получает массу лестных отзывов от уже воспользовавшихся программой автовладельцев и обладают поистине волшебными свойствами: они не просто повышают мощность (автомобиль начинает «рвать» с места со второй, а то и с третьей передачи), максимальную скорость (плюс 10-20-30-50 км/ч), приемистость (переключаться больше вообще почти не приходится), одновременно позволяют реже заезжать на заправку и даже уменьшают количество дыма из глушителя. Нередко они обретают собственные имена и становятся героями профильного эпоса.

Питать иллюзий на счёт такого тюнинга не стоит. Вот лишь несколько аргументов, почему делать этого не нужно.

При написании программы управления мотором её создатели обязаны учитывать массу важных параметров, включая расход топлива, объёмы вредных выбросов, максимальную мощность и эластичность мотора в разных режимах. Все они влияют друг на друга и нередко являются взаимоисключающими. К примеру, невозможно программно увеличить отдачу мотора при одновременном снижении топливного аппетита во всём диапазоне рабочих режимов. Всегда приходится чем-то жертвовать и смещать баланс в одну из сторон. По сути, всё, чего можно добиться такой доводкой, — сдвиг «отсечки» на несколько сотен оборотов или увеличение крутящего момента в определённых промежуточных режимах с ущербом для экологии и/или расхода топлива. Возможна и обратная картина — снижение отдачи при одновременном увеличении топливной экономичности.

Самые нелепые способы кустарного ремонта автомобилей.

Теоретически, при грамотном подходе (а чаще везении) гаражные тюнеры могут создать действительно неплохую прошивку управления, но дальше возникает одно большое «но» — положительный результат от её применения основывается исключительно на отзывах клиентов, не подкрепляется стендовыми замерами чего бы то ни было и уж тем более не предполагает ресурсных тестов. Иными словами, именно пользователи и их автомобили выступают подопытными кроликами. При этом эффект — чистой воды плацебо. Ни о каких гарантиях на долгую и беспроблемную работу мотора вашего автомобиля с таким тюнингом говорить, разумеется, не стоит.

Естественным и ожидаемым результатом подобных вмешательств является уменьшение ресурса мотора, отказы блоков управления, ухудшение характеристик в различных режимах и отложенные поломки, которые не проявляют себя моментально, но обязательно вылезут позже.

Злой тюнинг

Не переживайте, не весь тюнинг одинаково вреден! Хороший тому пример — злой чип-тюнинг, точнее, профессиональный вариант того, о чём мы говорили несколькими строками выше.

Топ автомобилей с самыми крошечными моторами.

Крупные и серьёзные тюнинговые фирмы не просто разбираются в программной доводке моторов, но и обладают всем наборов инструментов для того, чтобы производить его осознанно и грамотно. Именно благодаря таким конторам в свет выходят по-настоящему «злые» и харизматичные версии автомобилей, узкоспециализированные и мелкосерийные спорткары, штучные экземпляры для продвинутых энтузиастов, способные побеждать в любительских гоночных сериях. Дополнительная дюжина «лошадок» от них будет стоить десятки, а то и сотни тысяч рублей, однако появятся они совсем не на бумаге — мощность будет подкреплена реальными показателями беговых барабанов стенда.

Этот вид тюнинга применяется осознанно, и, как правило, весьма серьёзно сказывается не только на отдаче мотора, но и на его ресурсе. Притом производится он совершенно осознанно, с учётом правил игры. В таком виде тюнинга обычно всё подчинено единственной цели — снять с мотора максимально возможную мощность (нередко с одновременным внесением серьёзных изменений и в само железо). Отметим, что при таком подходе сильно изменяется момент зажигания, увеличивается давление газов на поршень, нарушается детонационная стойкость и повышаются риски преждевременного выхода силового агрегата из строя. При этом тюнеры не забывают о доработках топливных карт, которые изменяются в режиме реального движения, и о прочих важных параметрах работы двигателя.

Когда одного «сердца» мало: двухмоторные автомобили.

Данный вид тюнинга не является злом, применяется состоятельными автовладельцами абсолютно осознанно и обычно производится в спортивных целях.

Как быть

Тюнинговать или нет? Ответ на этот вопрос наверняка уже созрел в вашей голове. Если у вас есть желание и возможность воспользоваться иной, заведомо качественной заводской прошивкой, написанной мотористами с многолетним опытом и стажем, — дерзайте, но не забывайте о риске потери гарантии, если таковая ещё действует на ваш автомобиль. Хотите получить бескомпромиссную отдачу и можете себе позволить купить новый мотор, а то и весь автомобиль — воспользуйтесь услугами узкоспециализированных профи, которые раскрутят ваш двигатель до заоблачных оборотов и ньютонов! А вот гаражных тюнеров мы настоятельно рекомендуем обходить за версту — ничем хорошим их вмешательство в «мозги» вашего автомобиля не закончится. В самом лучшем случае вы просто лишитесь немалой суммы кровно заработанных, которую могли бы потратить на гораздо более осязаемые вещи — к примеру, новые высококачественные шины или несколько баков отличного топлива.

За что любят и ненавидят непосредственный впрыск.

Источник

Автор: Елена Кравец
24.11.2017 (19:08)