Александр Курочкин: «Ждем вас в наш Парковый комплекс на День защитника Отечества»

Накануне Дня защитника Отечества мы решили поговорить об исторических автомобилях «в военной форме». А за помощью обратились к менеджеру по культурно-массовому досугу Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова» – Александру Курочкину.

- Александр Владимирович, вы сотрудник организации, в названии которой есть слова «история техники». Так вы кто – историк или «технарь»?

- По образованию – я историк. Но всегда живо интересовался именно историей техники. С самого детства, хобби и увлечение – история бронетанковой техники и военной авиации в годы Второй мировой войны.

- Немного о самом Парке. Какая была основная цель создания в Тольятти такого поистине уникального природного и технического объекта? Кто это придумал?

- Технические музей ВАЗа, с 2014 года – Муниципальное автономное учреждение культуры – «Парковый комплекс истории техники имени Константина Григорьевича Сахарова», был открыт в сентябре 2001 года. Сегодня – это самая большая в мире площадка российской и советской сельскохозяйственной, инженерной, радиотехнической, авиационной, ракетной, космической. железнодорожной, автомобильной, бронетанковой техники, артиллерийского и морского вооружения.

Идея создания Паркового комплекса принадлежит тогдашнему вице-президенту по развитию АВТОВАЗа – Константину Григорьевичу Сахарову, имя которого присвоено музею в 2009 году и главному дизайнеру АВТОВАЗа – Марку Васильевичу Демидовцеву.

В чём секрет притягательности этого Парка?

Это место единения Человека и Природы, место встречи разных поколений. Это наглядная иллюстрация истории развития инженерной мысли и промышленности России, Советского Союза. При обилии военной техники – мы не считаем Парк музеем милитаризма. Наоборот, здесь воочию можно убедиться, как из исключительно военных задач, со временем, трансформируется на благо людей технологии двигателестроения, транспортного машиностроения, космических средств связи, прорывных достижений в обработке металлов, создании материалов с новыми свойствами.

А ещё – Парк рассказывает истории всем посетителям. Это истории близких людей: дедушек и бабушек, их друзей и сослуживцев, это поучительные истории трагического и великого XX века, века рождения и развития автомобилей, самолётов, ракет и роботов.

Сегодня Парк – это наглядная история мирового промышленного дизайна. История удачных и неудачных заимствований, копирования и подражания, великих достижений и горьких разочарований. Очень интересно видеть инженерные решения одних конструкций, в других, удалённых на тысячи километров, разделённых культурными и языковыми барьерами.

Да, один только перечень техники впечатляет! И как только вашему коллективу удается все это поддерживать в надлежащем состоянии?

К счастью нам удалось собрать коллектив не только профессионалов самого высокого уровня, но и увлечённых своим делом специалистов. У нас нет равнодушных и случайных людей. Ежегодно проводится огромная работа по покраске и восстановлению экспонатов. Много техники поставлено на «ход» – теперь у посетителей есть возможность понять как ведет себя на поле боя военная техника, прокатившись на БТР и БМП. Парковый комплекс работает без выходных и перерывов на обед 365 дней в году! Из 36 гектаров – 22 гектара – газоны, 1200 деревьев и кустарников. У нас богатая фауна – помимо известных городских обитателей, здесь вольготно себя чувствуют суслики, куропатки, зайцы, в озере – рыбки. В 2017 году, нас посетили свыше 100 тыс. человек, много иностранных граждан.

От всей души желаю успехов в вашей нелегкой, но важной деятельности! Однако давайте перейдем к нашей сегодняшней теме. С чего начнем?

Наверно уместно рассказать о грядущем праздновании Дня защитника Отечества – 23 февраля. Тут всем интересно посмотреть на экспозицию посвященную технике Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Думаю, здесь можно немного отвлечься от чисто автомобильной тематики «Автосреды» и поговорить о танках.

На площадке, экспонируется единственный у нас «вражеский» экземпляр – танк N -117 LT-38 «G» (t) Panzerkampfwagen 38(t) 1940 года выпуска, считавшийся в свое время одним из лучших легкихтанков. После оккупации Чехословакии Германией – LT-38 широко использовался в блицкриге во Франции и Польше. Наша версия – поздняя (после 1940 г.). Танк попал к нам из Белоруссии. Интересно, что толщина его нижнего лобового листа составляет 50 мм, что на 5 мм больше, чем лобовая броня легендарной «тридцатьчетвёрки».

А вот наш Т-34-85 (номер 245) был построен весной победного 1945 года, на Нижнетагильском заводе, и реставрирован в 2016 г. в Сызрани, на «Тяжмаше». Это танк Победы, машина выпускалась не только в нашей стране, но и по лицензии в Чехословакии, Польше, Югославии и Китае.

Нельзя пройти мимо легкого танка Т-70 № 042 (конструктор Николай Астров), прозванного фронтовиками «Малюткой». Выпускался на Горьковским автомобильном заводе. Машина небольшая и юркая. Высота танка всего два метра и три сантиметра, вооружен 45-миллиметровой пушкой 20-К и пулемётом. Экипаж Т-70 – два человека, в качестве силовой установки использовались два бензиновых двигателя ГАЗ-203 (это модернизированные в СССР – пересчитанный в метрической системе, с уменьшением мощности, мотор американского автомобиля «Додж»). По сути это «бронированный мотоцикл», но именно на таких лёгких танках (помимо «Черчиллей», Т-34 и КВ) наши танкисты встретили тяжёлые немецкие «Тигры» и «Пантеры» под Прохоровкой, в июле 1943 года!

Но ведь не только танкисты бились на фронте, всё-таки тематика "Автосреды" – это автомобили?

Конечно! Немалый вклад в победу внесли и не менее легендарные установки реактивного залпового огня (гвардейские минометы) БМ-13, получившие в народе ласковое название «Катюша». В экспозиции Великой Отечественной войны экспонируется макет такой установки, смонтированной на шасси «армейского трудяги» – двухосного грузовика ЗИС-5. Хотя, честно говоря, в то время чаще гвардейские минометы устанавливались на трехосные автомобили – либо советские ЗИС-6, либо американские US-6 «Студебеккер» (Studebaker).

На последний образец хочу обратить особое внимание. Эти полноприводные машины были самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Соединенными Штатами Америки Советскому Союзу по ленд-лизу. Интересно, что «Студебеккеры» не состояли на вооружении американской армии! У нас выставлен весьма необычный экземпляр – оснащенный изначально установкой БМ-13, на киностудии «Мосфильм» переоборудовали в бортовой грузовик. Эта машина – настоящая кинозвезда!

Во-первых, "Студер" «снялся» в фильме «Хрусталев, машину» и, во-вторых, именно на нём удирал от Глеба Жеглова бандит Фокс в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

Но ведь в кино автомобиль в конце погони свалился в реку?

Естественно, бережливые киношники не стали сбрасывать в воду уже достаточно редкую к моменту съемок машину. Вместо нее в канал ушёл наш "родной" ЗИЛ-157.

А вот упоминание этой советской модели можно использовать в качестве повода перейти к послевоенной истории симбиоза реактивной залповой артиллерии и автомобильной техники. В нашей экспозиции, расположенной в экспозиции «Паровозное депо», выставлены послевоенные РСЗО. С 1948 Московский автозавод имени Сталина освоил производство трехосных полноприводных грузовиков ЗИС-151, на шасси которых и стали монтироваться установки БМ-13. В 1958 на смену ЗИСу пришел более современный ЗИЛ-157, который и продолжил "тянуть армейскую лямку".

Позже на смену «Катюшам» пришла реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», мобильные установки которой с начала 1960-х годов «прописались» на шасси автомобилей «Урал-375Д».

А с чем еще можно познакомиться, помимо "Катюш" на площадке "Депо"?

Здесь масса интересных армейских автомобилей. Это и ЗИЛы, МАЗы, БАЗы. Очень рекомендовал бы воспользоваться поиском в Интернете, в разделе "Автомобили Паркового комплекса. Тольятти". Масса интереснейших подробностей...

Вот хотя бы – ГАЗ-66. Армейский грузовик, спроектированный специально для Воздушно-десантных войск, имеет сбалансированный центр тяжести – одинаковую нагрузку на каждую ось, чтобы при посадке происходило равномерное распределение удара о землю. У нас вы можете увидеть ГАЗ-66Б на парашютной платформе ПП-128-00-5000 с парашютной системой МКС-55-128М.

Отдельно хотелось бы пригласить наших посетителей в ангар экспериментальных автомобилей ВАЗа. Это небольшая коллекция истории нашего автозавода, будет доступна для обзора с апреля по октябрь

Большое спасибо за очень интересный рассказ! Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

От всей души поздравляю с Днем защитника Отечества и приглашаю всех в Парк 23 февраля 2018 года.

Стоимость единого билета – 100 руб. Сумма небольшая, но вы действительно поможете восстановлению нашего культурного и исторического наследия. Все желающие посмотрят показательные выступления армейского спецназа, отведают солдатской каши. Будет возможность прокатиться на БТР -60 или БМП-2 по снежному полю.

Поверьте, стоит придти в Парк, чтобы рассказать историю своей жизни друзьям, детям и внукам, здесь вы обязательно найдёте свою яркую иллюстрацию.

Адрес Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова: 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Южное шоссе, 137, остановка Поликлиника ВАЗа. Наиболее удобный проезд маршрутными такси N 126, 136, 190 (красный), 190 (синий), 155, 159, 169, 171, 214, 305, 326

Тел./факс (8482) 94-00-59 e-mail: mauk.pkit@yandex.ru

сайт: https://pkitis.tltsu.ru , http://vk.com/tehmuseum,

Беседовал Александр Костянов

Накануне Дня защитника Отечества мы решили поговорить об исторических автомобилях «в военной форме». А за помощью обратились к менеджеру по культурно-массовому досугу Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова» – Александру Курочкину.

- Александр Владимирович, вы сотрудник организации, в названии которой есть слова «история техники». Так вы кто – историк или «технарь»?

- По образованию – я историк. Но всегда живо интересовался именно историей техники. С самого детства, хобби и увлечение – история бронетанковой техники и военной авиации в годы Второй мировой войны.

- Немного о самом Парке. Какая была основная цель создания в Тольятти такого поистине уникального природного и технического объекта? Кто это придумал?

- Технические музей ВАЗа, с 2014 года – Муниципальное автономное учреждение культуры – «Парковый комплекс истории техники имени Константина Григорьевича Сахарова», был открыт в сентябре 2001 года. Сегодня – это самая большая в мире площадка российской и советской сельскохозяйственной, инженерной, радиотехнической, авиационной, ракетной, космической. железнодорожной, автомобильной, бронетанковой техники, артиллерийского и морского вооружения.

Идея создания Паркового комплекса принадлежит тогдашнему вице-президенту по развитию АВТОВАЗа – Константину Григорьевичу Сахарову, имя которого присвоено музею в 2009 году и главному дизайнеру АВТОВАЗа – Марку Васильевичу Демидовцеву.

- В чём секрет притягательности этого Парка?

- Это место единения Человека и Природы, место встречи разных поколений. Это наглядная иллюстрация истории развития инженерной мысли и промышленности России, Советского Союза. При обилии военной техники – мы не считаем Парк музеем милитаризма. Наоборот, здесь воочию можно убедиться, как из исключительно военных задач, со временем, трансформируется на благо людей технологии двигателестроения, транспортного машиностроения, космических средств связи, прорывных достижений в обработке металлов, создании материалов с новыми свойствами.

А ещё – Парк рассказывает истории всем посетителям. Это истории близких людей: дедушек и бабушек, их друзей и сослуживцев, это поучительные истории трагического и великого XX века, века рождения и развития автомобилей, самолётов, ракет и роботов.

Сегодня Парк – это наглядная история мирового промышленного дизайна. История удачных и неудачных заимствований, копирования и подражания, великих достижений и горьких разочарований. Очень интересно видеть инженерные решения одних конструкций, в других, удалённых на тысячи километров, разделённых культурными и языковыми барьерами.

-Да, один только перечень техники впечатляет! И как только вашему коллективу удается все это поддерживать в надлежащем состоянии?

-К счастью нам удалось собрать коллектив не только профессионалов самого высокого уровня, но и увлечённых своим делом специалистов. У нас нет равнодушных и случайных людей. Ежегодно проводится огромная работа по покраске и восстановлению экспонатов. Много техники поставлено на «ход» – теперь у посетителей есть возможность понять как ведет себя на поле боя военная техника, прокатившись на БТР и БМП. Парковый комплекс работает без выходных и перерывов на обед 365 дней в году! Из 36 гектаров – 22 гектара – газоны, 1200 деревьев и кустарников. У нас богатая фауна – помимо известных городских обитателей, здесь вольготно себя чувствуют суслики, куропатки, зайцы, в озере – рыбки. В 2017 году, нас посетили свыше 100 тыс. человек, много иностранных граждан.

-От всей души желаю успехов в вашей нелегкой, но важной деятельности! Однако давайте перейдем к нашей сегодняшней теме. С чего начнем?

- Наверно уместно рассказать о грядущем праздновании Дня защитника Отечества – 23 февраля. Тут всем интересно посмотреть на экспозицию посвященную технике Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Думаю, здесь можно немного отвлечься от чисто автомобильной тематики «Автосреды» и поговорить о танках.

На площадке, экспонируется единственный у нас «вражеский» экземпляр – танк N -117 LT-38 «G» (t) Panzerkampfwagen 38(t) 1940 года выпуска, считавшийся в свое время одним из лучших легкихтанков. После оккупации Чехословакии Германией – LT-38 широко использовался в блицкриге во Франции и Польше. Наша версия – поздняя (после 1940 г.). Танк попал к нам из Белоруссии. Интересно, что толщина его нижнего лобового листа составляет 50 мм, что на 5 мм больше, чем лобовая броня легендарной «тридцатьчетвёрки».

А вот наш Т-34-85 (номер 245) был построен весной победного 1945 года, на Нижнетагильском заводе, и реставрирован в 2016 г. в Сызрани, на «Тяжмаше». Это танк Победы, машина выпускалась не только в нашей стране, но и по лицензии в Чехословакии, Польше, Югославии и Китае.

Нельзя пройти мимо легкого танка Т-70 № 042 (конструктор Николай Астров), прозванного фронтовиками «Малюткой». Выпускался на Горьковским автомобильном заводе. Машина небольшая и юркая. Высота танка всего два метра и три сантиметра, вооружен 45-миллиметровой пушкой 20-К и пулемётом. Экипаж Т-70 – два человека, в качестве силовой установки использовались два бензиновых двигателя ГАЗ-203 (это модернизированные в СССР – пересчитанный в метрической системе, с уменьшением мощности, мотор американского автомобиля «Додж»). По сути это «бронированный мотоцикл», но именно на таких лёгких танках (помимо «Черчиллей», Т-34 и КВ) наши танкисты встретили тяжёлые немецкие «Тигры» и «Пантеры» под Прохоровкой, в июле 1943 года!

Но ведь не только танкисты бились на фронте, всё-таки тематика "Автосреды" – это автомобили?

Конечно! Немалый вклад в победу внесли и не менее легендарные установки реактивного залпового огня (гвардейские минометы) БМ-13, получившие в народе ласковое название «Катюша». В экспозиции Великой Отечественной войны экспонируется макет такой установки, смонтированной на шасси «армейского трудяги» – двухосного грузовика ЗИС-5. Хотя, честно говоря, в то время чаще гвардейские минометы устанавливались на трехосные автомобили – либо советские ЗИС-6, либо американские US-6 «Студебеккер» (Studebaker).

На последний образец хочу обратить особое внимание. Эти полноприводные машины были самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Соединенными Штатами Америки Советскому Союзу по ленд-лизу. Интересно, что «Студебеккеры» не состояли на вооружении американской армии! У нас выставлен весьма необычный экземпляр – оснащенный изначально установкой БМ-13, на киностудии «Мосфильм» переоборудовали в бортовой грузовик. Эта машина – настоящая кинозвезда!

Во-первых, "Студер" «снялся» в фильме «Хрусталев, машину» и, во-вторых, именно на нём удирал от Глеба Жеглова бандит Фокс в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

Но ведь в кино автомобиль в конце погони свалился в реку?

Естественно, бережливые киношники не стали сбрасывать в воду уже достаточно редкую к моменту съемок машину. Вместо нее в канал ушёл наш "родной" ЗИЛ-157.

А вот упоминание этой советской модели можно использовать в качестве повода перейти к послевоенной истории симбиоза реактивной залповой артиллерии и автомобильной техники. В нашей экспозиции, расположенной в экспозиции «Паровозное депо», выставлены послевоенные РСЗО. С 1948 Московский автозавод имени Сталина освоил производство трехосных полноприводных грузовиков ЗИС-151, на шасси которых и стали монтироваться установки БМ-13. В 1958 на смену ЗИСу пришел более современный ЗИЛ-157, который и продолжил "тянуть армейскую лямку".

Позже на смену «Катюшам» пришла реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», мобильные установки которой с начала 1960-х годов «прописались» на шасси автомобилей «Урал-375Д».

А с чем еще можно познакомиться, помимо "Катюш" на площадке "Депо"?

Здесь масса интересных армейских автомобилей. Это и ЗИЛы, МАЗы, БАЗы. Очень рекомендовал бы воспользоваться поиском в Интернете, в разделе "Автомобили Паркового комплекса. Тольятти". Масса интереснейших подробностей...

Вот хотя бы – ГАЗ-66. Армейский грузовик, спроектированный специально для Воздушно-десантных войск, имеет сбалансированный центр тяжести – одинаковую нагрузку на каждую ось, чтобы при посадке происходило равномерное распределение удара о землю. У нас вы можете увидеть ГАЗ-66Б на парашютной платформе ПП-128-00-5000 с парашютной системой МКС-55-128М.

Отдельно хотелось бы пригласить наших посетителей в ангар экспериментальных автомобилей ВАЗа. Это небольшая коллекция истории нашего автозавода, будет доступна для обзора с апреля по октябрь

Большое спасибо за очень интересный рассказ! Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

От всей души поздравляю с Днем защитника Отечества и приглашаю всех в Парк 23 февраля 2018 года.

Стоимость единого билета – 100 руб. Сумма небольшая, но вы действительно поможете восстановлению нашего культурного и исторического наследия. Все желающие посмотрят показательные выступления армейского спецназа, отведают солдатской каши. Будет возможность прокатиться на БТР -60 или БМП-2 по снежному полю.

Поверьте, стоит придти в Парк, чтобы рассказать историю своей жизни друзьям, детям и внукам, здесь вы обязательно найдёте свою яркую иллюстрацию.

Адрес Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова: 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Южное шоссе, 137, остановка Поликлиника ВАЗа. Наиболее удобный проезд маршрутными такси N 126, 136, 190 (красный), 190 (синий), 155, 159, 169, 171, 214, 305, 326

Тел./факс (8482) 94-00-59 e-mail: mauk.pkit@yandex.ru

сайт: https://pkitis.tltsu.ru , http://vk.com/tehmuseum,

Беседовал Александр Костянов

Источник

Автор: Елена Кравец
21.02.2018 (17:30)