Акцизов мало: цены на легковые авто могут подняться еще на 10-17%
По данным “Коммерсанта”, Минпромторг предложил правительству с 2018 года повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87–125%. Отечественным концернам его неофициально компенсируют, поэтому сильнее всего мера ударит по чистым импортерам. Но она заденет и построившие свои заводы в РФ иностранные концерны, пока импортирующие часть моделей (такая ситуация у BMW, Nissan, Renault, Toyota, VW Group). По мнению экспертов, рост сбора на фоне роста акцизов поднимет цены на машины на 10–17%. Источники “Ъ” на рынке сами удивлены такой инициативой и подчеркивают, что затраты на утилизацию не могли удвоиться
Утильсбор для автопрома ввели в 2012 году, на рынке его считали компенсацией за снижение импортных пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили импортеры, а заводы РФ давали гарантии утилизации, но с 2014 года из-за давления стран, пожаловавшихся в суд ВТО, его распространили на весь рынок. Российским автоконцернам стали выдавать промышленные субсидии, которые считаются компенсацией сбора. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, тогда в правительстве объяснили это девальвацией рубля.
В Минпромторге не опровергли информацию источников “Ъ”, но сказали, что внесли в правительство проект постановления об индексации утильсбора в зависимости от категории и видов транспортных средств, их экологичности, объема производства и импорта. В грузовом сегменте индексация составит 15–40%, говорят в министерстве. А средневзвешенная индексация сбора составит 15–17,5%, утверждают в Минпромторге.
Источник “Ъ” в одном из автоконцернов сказал, что компания «в шоке и недоумении» — затраты на утилизацию «совершенно точно не выросли на 100% и более». По его мнению, решение навредит тренду на восстановление рынка и негативно отразится на бизнесе дилеров. Кроме того, с 2018 года будут повышены акцизы на машины, что неизбежно скажется на ценах.
Другой источник “Ъ” считает, что «это абсолютно неприемлемо ни с точки зрения планирования бизнеса, ни с точки зрения здравого смысла»: рынок только начал выходить из пике, и его начинают душить, сначала анонсировав сокращение программ господдержки, затем увеличив акцизы, а теперь еще и критически индексируя утильсбор. По словам собеседника “Ъ”, «понятно, что повышение направлено против импорта, но обоснование индексации на такое значение непонятно». В Минпромторге не учитывают, что импорт и так уже состоит из моделей, которые не конкурируют с локальной сборкой, а это значит, что импортозамещения не будет, замечает собеседник “Ъ”. «Вместо роста доходов бюджета от пошлин, акцизов, НДС и утильсбора с импорта происходит обратный эффект: доля импорта упала и продолжит падать»,— уверен он. По данным ФТС, ввоз легковушек в январе—сентябре упал на 7,2%, до 183,4 тыс. машин (в денежном выражении при этом он вырос на те же 7,2%, до $4,7 млрд).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что рост утильсбора для легковых машин на 87–125% действительно может негативно повлиять на восстановление рынка. Покупательская активность еще не так высока, как хотелось бы, поясняет эксперт, при этом цены на машины с учетом роста акцизов могут вырасти в 2018 году в среднем на 10–17%.
Читайте также:
- Yamaha Tenere 700 Rally Edition 2020: модель эндуро, выпущенная в ограниченном количестве
- В России начали собирать новый Mitsubishi Pajero Sport
- Duster превратили в коммерческий автомобиль
- Nissan будет создавать спортивные автомобили самостоятельно
- Тодт: Формула-1 не может полагаться на ограничение бюджетов команд